Поиск 

Возникновение научного коммунизма

Пятница, Май 13, 2011 г.

Сороковые годы XIX в. были ознаменованы событием огромного исторического значения - появлением марксизма, передовой, революционной теории, являющейся научным выражением коренных интересов пролетариата его идейным оружием в борьбе против капитализма, за социализм. Теория научного коммунизма — марксизм возникает на том этапе всемирной истории, когда достигла уже значительных успехов крупная фабричная промышленность, ясно обнаружились глубокие, непримиримые противоречия капиталистического общества сложился и вырос новый общественный класс - промышленный пролетариат.

1. Победа капитализма в Западной Европе и в США и начало самостоятельного рабочего движения

Развитие капиталистического способа производства

К 40-м годам XIX в. развитие капитализма сделало решительные успехи в странах Европы и в США. Ранее, чем в других странах, капиталистический способ производства одержал победу в Англии; промышленный переворот завершился здесь к середине XIX в. Господствующее положение в английской промышленности заняли крупные предприятия, применявшие машинную технику.

В 30-40-х годах развитие капитализма достигло значительных успехов также во Франции. Однако промышленный переворот начался здесь позднее, чем в Англии, и происходил гораздо медленнее. Это наложило свои отпечаток на облик французского рабочего класса который состоял тогда в значительной своей части из полупролетариев.

Заметно увеличилась и укрепилась германская капиталистическая промышленность, в особенности угольная и металлургическая промышленность Рейнско-Вестфальской области, текстильная промышленность Силезии и Саксонии. В ряде промышленных центров Германии уже возникли крупные фабричные предприятия. Но в целом промышленный переворот в Германии еще только начинался. Сохранение полуфеодальных производственных отношений и политическая раздробленность страны тормозили развитие ее производительных сил.

Капитализм развивался и в такой сравнительно отсталой стране, как Австрийская империя. В Чехии, Штирии, Каринтии и в некоторых других областях империи, в оккупированной австрийцами Ломбардии появились крупные фабричные предприятия. Рост капитализма углублял не только классовые, но и национальные противоречия в Австрии, усиливая освободительную борьбу венгров, итальянцев, поляков, чехов, украинцев и других угнетенных народов.

В США быстрому росту капитализма способствовали благоприятные условия для промышленного переворота в северо-восточных районах и наличие свободных земель на западе страны. Однако на юге США продолжала существовать экстенсивная плантационная система, основанная на жестокой эксплуатации негров-рабов.

Развитие капиталистического способа производства и концентрация большой массы рабочих на крупных предприятиях сопровождались увеличением численности городского населения, быстрым ростом больших городов. Городские кварталы, населенные буржуазией и аристократией, застроенные роскошными особняками, представляли разительный контраст с рабочими предместьями, с трущобами, в которых ютилась беднота.

С ростом городов резко обострилась противоположность между городом и деревней. Капиталистический город господствовал над деревней, обрекая широкие слои крестьянства на тяжелые лишения, а нередко и на полное разорение.

Первые самостоятельные выступления пролетариата против буржуазии

На основе невиданного ранее роста производительных сил, развития крупной машинной индустрии и общественного разделения труда промышленное производство приобретало все более отчетливо выраженный общественный характер. Но продукт труда рабочих присваивался небольшой кучкой собственников средств производства — предпринимателями. Противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением продуктов производства — основное противоречие капитализма — проявлялось и во все усиливавшейся анархии производства и в непрерывном углублении классового антагонизма между капиталистами и рабочими.

Следствием этого основного противоречия капитализма являлись кризисы перепроизводства, периодически потрясавшие капиталистическое общество. Экономические кризисы несли трудящимся большие бедствия — безработицу, снижение заработной платы — и приводили к огромному разрушению производительных сил.

Введение машинной техники, знаменовавшее победу человеческого ума над силами природы, вместо того чтобы облегчить труд рабочих, использовалось капиталистами лишь для увеличения прибылей. Предприниматели удлиняли рабочий день, снижали заработную плату, усиливали эксплуатацию рабочих. Машина делала труд рабочих однообразным и изнуряющим, вела к дальнейшему углублению противоположности между умственным и физическим трудом. Капиталисты стремились превратить рабочего в простой придаток машины.

На усиление капиталистической эксплуатации рабочие первое время отвечали стихийными вспышками протеста: разрушением машин и станков, поджогом фабричных зданий. Но постепенно, с ростом классовой зрелости и сплоченности, рабочие начинали сознавать, что в обрушившихся на них бедствиях виновны не машины, а капиталистический строй; они все чаще стали прибегать к стачкам, добиваясь увеличения заработной платы, сокращения рабочего дня, улучшения условий труда. Стачки становились самой распространенной формой борьбы рабочих против капиталистов.

Рабочие все яснее сознавали свои особые классовые интересы и задачи. Это ярко проявилось в первых самостоятельных выступлениях пролетариата против капиталистического гнета: в лионских восстаниях, в восстании силезских ткачей и особенно в чартистском движении.

В целом рабочее движение того времени было еще стихийным; пролетариат не имел тогда революционной теории, которая выражала бы его интересы и нужды, освещала бы ему путь к борьбе за свержение капиталистического строя.

Возникшие в первые десятилетия XIX в., когда капитализм был еще слабо развит, социалистические учения Оуэна, Сен-Симона, Фурье, а затем социалистические и коммунистические теории 30-х — начала 40-х годов носили утопический характер и не были связаны с массовым рабочим движением.

Характеризуя этот период в истории рабочего и социалистического движения, В. И. Ленин писал: «Первый период — рождение социалистических идей и зачатки классовой борьбы пролетариата. Долгая и упорная борьба крайне многочисленных социалистических учений и сект. Социализм ищет своей дороги, ищет себя... Рабочий класс в этот период тоже лишь нащупывает свою дорогу. Этот период есть период подготовки и рождения марксизма, как единственной, выдержавшей испытания истории, доктрины социализма».( В. И. Ленин, Август Бебель, Соч., т. 19, стр. 263.)

Развитие капитализма и классовой борьбы пролетариата создало объективные предпосылки для возникновения нового, революционного мировоззрения — теории научного коммунизма и для вооружения ею рабочего класса.

2. Карл Маркс и Фридрих Энгельс — основоположники научного коммунизма

Начало революционной деятельности Карла Маркса

Создание теории научного коммунизма явилось бессмертной заслугой гениальных мыслителей и великих революционеров Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895).

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в городе Трире, в Рейнской провинции Пруссии. Его отец, адвокат, еврей, принявший протестантство, был человеком большой культуры и либеральных взглядов. Среднее образование Маркс получил в трирской гимназии. Умонастроения будущего великого революционера проявились уже в 1835 г. в его выпускном гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии», в котором он высказал мысль о высоком призвании человека, о благородных задачах человеческой деятельности.

По окончании гимназии Маркс поступил на юридический факультет Боннского университета, а через год перевелся в Берлинский университет. Круг научных интересов молодого Маркса был очень широк: он занимался юридическими науками, естествознанием, философией, историей и литературой. Ко времени окончания Берлинского университета (март 1841 г.) Маркс закончил работу над докторской диссертацией на тему «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», за которую получил диплом доктора философии. По своим воззрениям Маркс уже в то время был убежденным атеистом.

Молодой Маркс (ему еще не было 24 лет) поражал окружающих своей исключительной одаренностью, огромной эрудицией, разносторонностью и глубиной своих познаний. Хорошо знавший Маркса философ и публицист М. Гесс писал в сентябре 1841 г. своему другу Ауэрбаху: «Ты будешь иметь возможность познакомиться с величайшим быть может единственным из современных подлинным философом, который вскоре после своего публичного выступления (в качестве писателя и профессора) обратит на себя взоры всей Германии... Он соединяет в себе глубочайшую философскую серьезность с язвительным остроумием; представь себе Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга Гейне и Гегеля, соединенными в одном человеке,— я подчеркиваю — соединенными, а не смешанными в одну кучу,— и ты сможешь себе представить доктора Маркса».
Переход Маркса от революционного демократизма в коммунизму, от идеализма к материализму

Первоначально Маркс предполагал целиком посвятить себя научной деятельности. Но политическая реакция, царившая тогда в Пруссии, закрывала доступ к научной карьере для людей, которые придерживались демократических взглядов и не хотели мириться с существовавшими порядками. С апреля 1842 г. Маркс стал сотрудником «Рейнской газеты» основанной в крупном промышленном центре — Кёльне либеральными кругами буржуазии, связанными с левым крылом гегельянцев. В октябре того же года Маркс переехал в Кёльн и стал редактором этой газеты.
В своих статьях в «Рейнской газете» — первом общегерманском радикальном органе печати — Маркс выступал как революционный демократ. Он поднимал самые острые вопросы общественной жизни Германии: о положении и задачах печати, об угнетении крестьянства, о путях объединения Германии, о борьбе против прусской бюрократии, против косной и реакционной идеологии, против всех вообще реакционных порядков, господствовавших в стране.

Соприкосновение с насущными нуждами трудящихся масс побудило Маркса заняться социально-экономическими вопросами. В статьях, посвященных дебатам рейнского ландтага по поводу закона против кражи леса и по поводу положения крестьян-виноделов в долине Мозеля, Маркс смело выступил в защиту интересов обездоленной и бесправной массы трудящихся.

Прусские власти подвергали «Рейнскую газету» строгой цензуре. «...У нас теперь c утра до вечера ужаснейшие цензурные мучительства, переписка с министерством, обер-президентские жалобы, обвинения в ландтаге, вопли акционеров и т. д. и т. д. ..."(Маркс - А. Руге, 30 ноября 1842 г., К. Марка и Ф. Энгельс, Из ранних произведений. М. 1956, стр. 253. ), — писал Маркс в конце ноября 1842 г. «Рейнская газета» принимала все более революционное и демократическое направление. 19 января 1843 г. правительство постановило с апреля закрыть «Рейнскую газету». Ввиду того что акционеры решили придать газете более умеренный характер, Маркс 17 марта заявил о своем выходе из редакции. Осенью 1843 г. Маркс переехал в Париж, являвшийся тогда одним из центров европейской революционной эмиграции.

В Париже произошел окончательный переход Маркса с позиций революционного демократизма на позиции коммунизма. Этому способствовали тесное соприкосновение Маркса с жизнью и борьбой парижских рабочих, с их революционными организациями, а также изучение им истории Французской буржуазной революции конца XVIII в., произведений французских философов-материалистов, сочинений Фурье, Сен-Симона, Дезами и других представителей французского утопического социализма.

Переход Маркса к коммунизму был неразрывно связан с глубоким переворотом в его философском мировоззрении — с переходом от идеализма к материализму.

В начале своей общественно-политической и научной деятельности Маркс примыкал к левогегельянцам, т. е. к тем сторонникам учения Гегеля, которые пытались делать из гегелевской диалектики революционные выводы. В диалектическом методе Гегеля Маркс стремился найти философское обоснование своих революционно-демократических воззрений. Постепенно ему становилась ясной несостоятельность идеалистической и консервативной философской системы Гегеля. Значительное влияние на Маркса на этом этапе оказали произведения немецкого философа Людвига Фейербаха, который первым в Германии подверг критике идеалистическую концепцию Гегеля, выступив с позиций материализма, но при этом вовсе отбросив диалектический метод.

Маркс обнаружил слабость фейербаховской философии. Осуществив критический пересмотр диалектического метода Гегеля он использовал рациональное зерно этого метода и заложил основы принципиально новой, материалистической диалектики.

Важной вехой в развитии мировоззрения Маркса явился написанный им летом 1843 г. труд «К критике гегелевской философии права». «Первая работа, которую я предпринял для разрешения обуревавших меня сомнений, был критический разбор гегелевской философии права»(К. Маркс, К критике политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 13, изд. 2, стр. 6.), — писал он позднее. В феврале 1844 г. в вышедшем в свет в Париже первом и единственном выпуске журнала «Немецко-французский ежегодник» (двойной номер) Маркс опубликовал свое введение к этому сочинению, имеющее характер самостоятельного произведения. Здесь Маркс поставил, правда еще в самой общей форме, вопрос о происхождении и роли государства, о взаимосвязи политической надстройки и экономического базиса общества, об отношении «промышленности, вообще мира богатства, к политическому миру».

Выдвигая задачу освобождения человечества от всякого гнета, Маркс доказывал, что ее осуществление является миссией пролетариата. Во «Введении» по-новому ставился вопрос о задачах философии; здесь подчеркивалось что она должна служить интересам народных масс и прежде всего интересам самого передового, самого революционного класса — пролетариата. «...Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами», — писал Маркс. «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие».(К. Маркс, К критике гегелевской философии права. Введение, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, изд. 2, стр. 418, 422, 428. )

В этом произведении Маркс «выступает уже как революционер, провозглашающий «беспощадную критику всего существующего» и в частности «критику оружия», апеллирующий к массам и к пролетариату».(В. И. Ленин, Карл Маркс, Соч., т. 21, стр. 31.)

С первых же шагов работы по изданию журнала «Немецко-французский ежегодник» обнаружились глубокие принципиальные расхождения между Марксом и входившим в состав редакции А. Руге. Расхождения эти вскоре привели к разрыву между ними. Различие их воззрений с особенной остротой проявилось Е связи с оценкой восстания силезских ткачей. В немецкой газете «Вперед», выходившей в Париже, Руге оценил восстание ткачей как незначительный местный эпизод. Критикуя статью Руге, Маркс подчеркивал крупное историческое значение восстания 1844 г. в Силезии.

Большую роль в переходе Маркса к идеям научного коммунизма сыграло критическое изучение им вопросов политической экономии, которыми он продолжал систематически заниматься после переезда в Париж.

Начало революционной деятельности Фридриха Энгельса

В это же время к научному коммунизму и диалектическому материализму пришел и Фридрих Энгельс. Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в городе Бармене Рейнской провинции Пруссии, в семье крупного фабриканта, весьма реакционно настроенного человека. Отец, мечтавший сделать из него предпринимателя, заставил его бросить гимназию и поступить в торговую контору. Но высокоодаренный юноша, с жадностью изучавший философию, литературу, историю, не хотел стать коммерсантом. В нем рано пробудились свободолюбивые стремления. В статьях и письмах Энгельса 1839—1841 гг. («Письма из Вупперталя» и др.) нашли яркое выражение его жгучая ненависть к феодально-монархическому гнету, церковному мракобесию, реакционному пруссачеству, глубокое сочувствие трудящимся, задавленным нуждой и непосильным трудом. В письмах к друзьям Энгельс признавался, что мечтает о революции и свержении монархии в Пруссии.
В 1841 г. Энгельс опубликовал (под псевдонимом Освальд) три памфлета против реакционного философа Шеллинга, занимавшего после смерти Гегеля кафедру философии в Берлинском университете. Уже в этих памфлетах нашли выражение революционно-демократические, атеистические убеждения молодого Энгельса.

В ноябре 1842 г. Энгельс переехал в Англию и поселился в крупном фабричном центре — Манчестере. Здесь он лицом к лицу столкнулся с глубокими противоречиями капиталистического строя. Посещая рабочие кварталы Манчестера, Энгельс внимательно наблюдал за жизнью и борьбой английских рабочих. Он тщательно изучал документы и материалы, рисующие социально-экономическое развитие и политическую борьбу в Англии. В одном из писем к Марксу Энгельс писал: «Я зарылся с головой в английские газеты и книги, по которым составляю свою книгу о положении английских рабочих... Перед лицом всего мира я обвиняю английскую буржуазию в массовых убийствах, грабежах и других преступлениях».(Энгельс — Марксу, 19 ноября 1844 г., К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, стр. 12.)

В Манчестере Энгельс установил тесные связи с руководителями левого крыла чартистского движения и начал сотрудничать в чартистской печати. «Я — чартист с головы до ног»,— с гордостью заявлял он. Подчеркивая массовость чартистского движения, его революционный характер, Энгельс в то же время отмечал и его недостатки и прежде всего отсутствие у чартистов законченной социалистической программы.

Большое внимание уделял Энгельс критическому изучению трудов английских буржуазных экономистов. В работе «Наброски к критике политической экономии», опубликованной в 1844 г. в «Немецко-французском ежегоднике», он, в частности, разоблачил антинаучную, человеконенавистническую теорию народонаселения Мальтуса, оправдывавшую войны и нищету. Примерно к этому времени Энгельс разработал отдельные положения исторического материализма. «Живя в Манчестере — писал он впоследствии, — я, что называется, носом натолкнулся на то, что экономические факты, которые до сих пор в исторических сочинениях не играют никакой роли или играют жалкую роль, представляют, по крайней мере для современного мира, решающую историческую силу; что экономические факты образуют основу, на которой возникают современные классовые противоположности...»(Ф. Энгельс, К истории Союза коммунистов, К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II. стр. 326.) Однако окончательный переход Энгельса на позиции диалектического материализма произошел позднее. Новое мировоззрение было разработано совместно двумя великими теоретиками. Сам Энгельс, однако, всегда подчеркивал, что основная роль в выработке нового мировоззрения принадлежит Марксу.

Встреча Маркса и Энгельса и начало их совместной деятельности

Первое личное знакомство Маркса и Энгельса состоялось в конце ноября 1842 г. в редакции «Рейнской газеты». Встретившись затем в Париже в конце августа 1844 г.,.они обнаружили полное единство взглядов по важнейшим проблемам; эта встреча положила начало их тесной дружбе и совместной борьбе за великое дело освобождения рабочего класса. «Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы, — писал В. И. Ленин. — Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе».( В. И. Ленин, Фридрих Энгельс, Соч., т. 2, стр. 11—12.)

К тому времени, когда Маркс и Энгельс начали совместную работу, они оба уже перешли от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Этот переход они совершили каждый своим путем: Маркс главным образом на основе критических исследований в области философии и права, глубокого ознакомления с французским утопическим социализмом и опытом революционного движения во Франции и в Германии; Энгельс — преимущественно на основе критического изучения буржуазной политической экономии, наблюдения и обобщения опыта английского рабочего и социалистического движения.

Основные источники марксизма. Создание марксистской теории — революционный переворот в науке

Родиной марксизма явилась Германия, которая стояла тогда на пороге глубоких революционных потрясений. В экономически отсталой (по сравнению с Англией и Францией), политически раздробленной Германии народные массы испытывали на себе двойной гнет — эксплуатации полуфеодальной и эксплуатации капиталистической. Обстановка, в которой подготовлялась тогда революция в Германии, ставила перед немецким рабочим классом задачи величайшей исторической важности, причем немецкий пролетариат был уже гораздо более развитым, чем рабочие Англии в эпоху революции XVII в. или рабочие Франции конца XVIII в.

Новое, революционное мировоззрение вырабатывалось Марксом и Энгельсом на основе критического анализа событий всемирной истории, глубокого изучения и теоретического обобщения всего исторического опыта классовой борьбы и в первую очередь опыта рабочего и социалистического движения в Англии, Франции, Германии. Вместе с тем марксизм возник в результате критического изучения и творческой переработки всех достижений передовой научной мысли.

«...Марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, — писал Ленин, — а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры».( В. И. Ленин, О пролетарской культуре, Соч., т. 31, стр. 292.) Характеризуя источники марксистской теории, Ленин указывал, что она возникла как «законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма».( В. И. Ленин, Три источника и три составных части марксизма, Соч., т. 19, стр. 4. )

Создавая новое, революционное мировоззрение, Маркс и Энгельс опирались на завоевания развивавшейся в течение ряда столетий передовой философской мысли, в частности на диалектический метод Гегеля и на философский материализм Фейербаха.

Однако марксизм отнюдь не был простым продолжением или завершением прежних философских, социологических и экономических учений и систем: возникновение марксизма означало подлинную революцию в науке. Маркс и Энгельс критически усвоили и творчески переработали все рациональное, подлинно научное, правильное в существовавшей до тех пор передовой философской мысли и создали новую, высшую форму философского материализма — диалектический материализм. «Философия Маркса,— писал Ленин, — есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности».( В. И. Ленин, Три источника и три составных части марксизма, Соч., т. 19, стр. 5. )

Применив диалектический материализм к изучению человеческого общества, Маркс и Энгельс разработали теорию исторического материализма. В основу ее была положена та мысль, что не сознанием людей определяется их бытие, а, наоборот, общественным бытием определяется общественное сознание. Отсюда следовал вывод, что основой исторического развития общества являются не изменения в области идеологии (в развитии философских, политических и религиозных идей), а изменения в условиях материальной жизни общества, в способе производства материальных благ, т. е. в производительных силах и в производственных отношениях.

Таким образом, теория исторического материализма раскрывала объективные законы развития человеческого общества. Подчеркивая значение этого научного открытия, Ленин писал: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий...»( В. И. Ленин, Три источника и три составных части марксизма, Соч., т. 19, стр. 5. )

Наряду с немецкой философией одним из важных источников марксизма являлась английская буржуазная классическая политическая экономия. Крупнейшие представители буржуазной экономической науки Англии — Адам Смит и Давид Рикардо развили трудовую теорию стоимости, доказали, что труд является источником богатства. Однако теории Смита и Рикардо носили на себе печать буржуазной ограниченности; они рассматривали капиталистическое общество как вечный и неизменный строй. Основоположники марксизма подошли к изучению проблем политической экономии в свете созданного ими материалистического понимания истории. Это позволило им совершить переворот в области политической экономии, вскрыть объективные законы развития капиталистического способа производства, создать подлинно научную политическую экономию, краеугольным камнем которой является учение о прибавочной стоимости, создаваемой рабочим для капиталиста за счет неоплачиваемого труда.

Не менее важным, третьим источником марксизма были учения социалистов-утопистов. Социалисты-утописты заметили выявившиеся уже тогда пороки и язвы буржуазного общества — обнищание пролетариата, кризисы перепроизводства, растущую противоположность между городом и деревней — и строили различные планы создания нового, лучшего, справедливого общественного строя. Однако как великим утопистам — Р. Оуэну, Фурье и Сен-Симону, так и другим представителям утопического социализма и утопического коммунизма было чуждо понимание законов общественного развития и всемирно-исторической роли пролетариата.

Только Маркс и Энгельс на основе совершенных ими великих открытий в философии, в политической экономии и в области истории непреложно доказали, что пролетариат явится той силой, которая обеспечит революционное ниспровержение капиталистического строя и построение нового, коммунистического общества.

3. Борьба К. Маркса и Ф. Энгельса за создание революционной пролетарской партии

Разработка Марксом и Энгельсом основ нового, революционного учения

Первым произведением, явившимся результатом совместной работы Маркса и Энгельса, была вышедшая в феврале 1845 г. книга «Святое семейство, или критика критической критики». Этот труд Маркса и Энгельса, направленный против левогегельянцев — братьев Бруно и Эдгара Бауэров и их последователей, показал несостоятельность планов излечения общественных бедствий посредством «критического созерцания» окружающего мира. В яркой, острой форме Маркс и Энгельс вскрывали антинаучную сущность субъективистских концепций левогегельянцев, их проповеди особой роли выдающейся личности в истории. Основоположники научного социализма убедительно доказали, что подлинными творцами истории являются не «герои», не «критические критики», а народные массы. В этом труде дан, по словам В. И. Ленина, «почти уже сложившийся взгляд Маркса на революционную роль пролетариата».( В. И. Ленин, Философские тетради, М. 1947, стр. 12.)

В то время как Маркс подготовлял к печати «Святое семейство», Энгельс заканчивал «Положение рабочего класса в Англии». В этой книге (опубликована в 1845 г.) Энгельс нарисовал правдивую картину тяжелых условий труда и существования английских рабочих, их классовой борьбы против эксплуататоров. Основанная на обширном круге источников и на личных наблюдениях, книга Энгельса явилась обвинительным актом против буржуазии и капиталистического строя. Но этим не исчерпывалось ее значение: Энгельс увидел в пролетариате не только страдающий класс, но и открыл в нем громадные революционные силы, показал политическую роль пролетариата в современном обществе. Энгельс указывал на необходимость слияния социализма с рабочим движением, создания революционной партии пролетариата.

Важное место в формировании теоретических основ революционной марксистской партии занимают написанные Марксом весной 1845 г. «Тезисы о Фейербахе». В этом произведении Маркс подчеркнул значение революционной практической деятельности не только для познания природы и общества, но и для их преобразования: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
В феврале 1845 г. Маркс, высланный по настоянию прусского правительства из Франции, переехал в Брюссель, куда весной этого года приехал и Энгельс. «Когда мы весной 1845 г., — писал впоследствии Энгельс, — снова встретились в Брюсселе, Маркс... уже завершил в главных чертах развитие своей материалистической теории истории, и мы принялись за детальную разработку этих новых воззрений в самых разнообразных направлениях».

Результатом этой совместной работы явилась «Немецкая идеология», написанная Марксом и Энгельсом в 1845—1846 гг. Работа эта осталась тогда неизданной. Маркс позднее указывал, что главная цель этой работы — выяснение основных вопросов для себя — была авторами достигнута.

В этом замечательном произведении дан глубокий критический анализ философии Гегеля и младогегельянцев, а также подвергнуты критике философские и социологические взгляды Людвига Фейербаха. Здесь впервые в развернутом виде изложены основные положения материалистического понимания истории, вскрыты объективные законы общественного развития и сделаны первые наброски марксистского учения об общественно-экономических формациях.

В «Немецкой идеологии» показано, что противоречия между определенными производственными отношениями и существующими на данном этапе развития производитедьными силами являются причиной «всех исторических коллизий». Маркс и Энгельс доказали неизбежность социалистической революции. Вместе с тем они вскрыли коренное отличие социалистической революции от всех революций прошлого. В противоположность всем прежним революциям, которые передавали господство из рук одного эксплуататорского класса в руки другого эксплуататорского класса, пролетарская революция направляется против всякой эксплуатации и ведет к построению бесклассового общества, к коммунизму.

Пропаганда научного коммунизма

Разрабатывая теоретические основы научного коммунизма, Маркс и Энгельс вели пропаганду своего революционного учения среди рабочих. «Мы отнюдь не намеревались сообщить о новых научных результатах исключительно «ученому» миру, изложив их в толстых книгах, — писал Энгельс. — ...На нас лежала обязанность научно обосновать наши взгляды, но не менее важно было для нас убедить в правильности наших воззрений европейский и прежде всего германский пролетариат».( Ф. Энгельс, К истории Союза коммунистов, К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 327.)

В период, когда Маркс и Энгельс начинали пропаганду научного коммунизма, в социалистическом движении даже наиболее развитых капиталистических стран еще продолжали господствовать мелкобуржуазные сектантские утопические течения. Значительное распространение получила утопическая система Вейтлцига. Многие из немецких рабочих и ремесленников, живших в эмиграции в Париже и в Лондоне, примыкали к организации тайного Союза справедливых; ряд секций союза был организован и в некоторых городах Германии и Швейцарии. Союз справедливых стал приобретать все более интернациональный характер: в состав секций входили немцы, русские, венгры, чехи, южные славяне, швейцарцы, голландцы и представители некоторых других народов.( Ф. Энгельс, К истории Союза коммунистов, К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 327.)

Маркс и Энгельс не входили в состав союза, так как были не согласны с направлением его деятельности, в частности с узко заговорщической тактикой этих организаций; однако они воздействовали на теоретические воззрения его участников, поддерживали постоянную переписку с его руководителями. При посредстве Энгельса лондонские деятели Союза справедливых установили связи с руководителями левого крыла чартистов.

Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет

Большое значение для борьбы Маркса н Энгельса за пролетарскую партию имели коммунистические корреспондентские комитеты, созданные с целью пропаганды идей научного коммунизма среди рабочих и осуществления связи между социалистами различных стран. Такой комитет был основан

Марксом и Энгельсом весной 1846г. в Брюсселе. В состав комитета вошли также немецкий социалист Вильгельм Вольф, бельгийский социалист Жиго и некоторые другие. Комитет установил связи с коммунистически настроенными немецкими рабочими, как с находившимися в самой Германии, так и с проживавшими в эмиграции — в Англии, Франции, Швейцарии. Непосредственно через Брюссельский комитет Маркс и Энгельс поддерживали связь с руководителями левого крыла чартистов (с Гарни и др.) п со многими социалистами в других странах.

Маркс и Энгельс хорошо понимали, что для завоевания передовых рабочих на сторону научного коммунизма необходимо систематически разъяснять им теоретическую несостоятельность мелкобуржуазных и утопических учений. В марте 1846 г. Маркс выступил на заседании Брюссельского корреспондентского комитета с резкой критикой Вейтлинга и его теории. Вскоре последовал окончательный разрыв Маркса с Вейтлингом.

Одновременно Маркс и Энгельс вели борьбу против так называемых «истинных социалистов», которые своими призывами ко «всеобщей любви» и «единению классов» тормозили рост классового сознания рабочих. Маркс и Энгельс неустанно разоблачали реакционную сущность этого мелкобуржуазного течения. На заседании Брюссельского корреспондентского комитета в мае 1846 г. Маркс резко осудил чуждые и враждебные рабочему классу воззрения «истинного социалиста» Германа Криге. В принятой на этом заседании резолюции подчеркивалось, что воззрения Криге и других представителей так называемого «истинного социализма» не имеют ничего общего с коммунизмом, а проповедуемые Криге фантастические бредни могут лишь скомпрометировать коммунистическое движение. Резолюция и объяснительная записка, принадлежавшие перу Маркса и Энгельса, были разосланы в виде циркуляра всем коммунистическим группам.

В августе 1846 г. Энгельс предпринял по поручению Брюссельского комитета поездку в Париж. В то время среди немецких рабочих, входивших в Союз справедливых, активную пропаганду «истинного социализма» вел Карл Грюн. В ряде публичных выступлений Энгельс разоблачил антипролетарскую сущность «истинного социализма». Большинство рабочих, присутствовавших на этих собраниях, высказалось против взглядов Грюна и его сторонников.

Летом 1847 г. вышла в свет работа Маркса «Нищета философии», явившаяся ответом на изданную в 1846 г. книгу Прудона «Система экономических противоречий, или философия нищеты».

В своем труде Маркс опроверг мелкобуржуазные теории и взгляды Прудона на основные экономические отношения капитализма. Правда, в этой книге еще не была дана в развернутом виде марксистская теория стоимости, прибавочной стоимости, ренты (это было сделано Марксом позднее — в 50-х годах), но уже здесь были изложены важнейшие исходные положения марксистской политической экономии.

В «Нищете философии» Маркс отметил огромный вред, который приносил Прудон своим отрицательным отношением к самостоятельной классовой борьбе пролетариата. Подчеркивая важность создания боевых профессиональных организаций, их большую роль в руководстве стачечным движением и, наконец, необходимость перерастания экономической борьбы рабочего класса в борьбу политическую, Маркс писал: «В этой борьбе — настоящей гражданской войне — объединяются и развиваются все элементы для грядущей битвы».( К. Маркс, Нищета философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, стр. 183.)

4. Основание Союза коммунистов. «Манифест Коммунистической партии»

Первый и второй конгрессы Союза коммунистов

Непримиримая борьба Маркса и Энгельса против мелкобуржуазных течений и широкая пропаганда нового, революционного мировоззрения вскоре дали свои плоды. Под влиянием этой пропаганды многие деятели Союза справедливых стали усваивать основы созданной Марксом и Энгельсом теории научного коммунизма.

В начале 1847 г. один из руководителей Союза справедливых — Иосиф Молль по поручению союза обратился к Марксу, а затем и к находившемуся в то время в Париже Энгельсу с предложением принять участие в реорганизации союза и в выработке для него новой программы. Молль заявил, что руководители Союза справедливых поняли правоту учения Маркса и Энгельса и готовы отказаться от прежних заговорщических методов.

Учитывая глубокие изменения, которые произошли в воззрениях руководителей союза, а также выраженную ими готовность реорганизовать его, Маркс и Энгельс на этот раз дали на определенных условиях согласие вступить в союз. «Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов, — писал впоследствии Маркс, — произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами».(Маркс — Вильгельму Блоcу, 10 ноября 1877 г., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXVI, стр. 487—488.)

В начале июня 1847 г. в Лондоне состоялся конгресс Союза справедливых. Конгресс произвел реорганизацию Союза и присвоил ему по предложению Маркса и Энгельса название Союза коммунистов. В работе первого конгресса Союза коммунистов участвовал Энгельс, представлявший парижские общины, а от брюссельской общины прибыл один из ближайших соратников Маркса и Энгельса — Вильгельм Вольф (1809—1864). Маркс не смог приехать на конгресс.

На конгрессе был принят устав Союза коммунистов. Прежний расплывчатый, утопический лозунг «Все люди — братья!» был заменен новым, отчетливо классовым, пролетарским лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Устав Союза коммунистов следующим образом определял его организационную структуру: низовой организацией Союза являлась община; общины входили в состав округа, причем один из округов в данной стране объявлялся руководящим. Высшее руководство Союзом осуществлял конгресс, а в промежутке между конгрессами — Центральный комитет. Характеризуя организацию Союза коммунистов, Энгельс подчеркивал, что она являлась насквозь демократической, а ее комитеты — выборными ж сменяемыми в любое время.

В уставе провозглашались основные принципы Союза. Целью Союза, говорилось в первой статье устава, является «свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основание нового общества, без классов и без частной собственности».(См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. т. 4, стр. 524 (Устав Союза коммунистов).)

Приняв идеи научного коммунизма в качестве программы новой организации, конгресс осудил взгляды Вейтлинга и постановил исключить его сторонников из Союза.

Первый конгресс Союза коммунистов означал крупную победу идейных и организационных принципов, выдвинутых основоположниками марксизма.

После того как был организован Союз коммунистов, перед его руководителями возникла неотложная задача создания центрального печатного органа. Пока же немалую роль сыграла «Немецкая Брюссельская газета», в которой Маркс и Энгельс начали сотрудничать с сентября 1847 г.

Второй конгресс Союза коммунистов заседал в Лондоне с 29 ноября до 8 декабря 1847 г. Здесь были делегаты от общин ряда стран — Германии, Англии, Франции, Бельгии, Польши, Швейцарии и др. Работа второго конгресса проходила под руководством Маркса и Энгельса. На нем был окончательно утвержден устав Союза коммунистов после обсуждения его во всех общинах Союза. Огромное принципиальное значение имела происходившая на конгрессе дискуссия по вопросу о программе Союза коммунистов. В результате дискуссии участники конгресса единогласно одобрили принципы научного коммунизма.

Марксу и Энгельсу было поручено составить программу Союза в виде манифеста. В течение нескольких последующих недель это было выполнено: написанный основоположниками научного коммунизма «Манифест Коммунистической партии» был в конце января 1848 г. отослан в Лондон и в феврале вышел в свет.

«Манифест Коммунистической партии» — великий программный документ научного коммунизма

«Манифест Коммунистической партии» был первым программным документом научного коммунизма и первой программой международной коммунистической организации. В нем впервые получили систематическое и цельное изложение все составные части великого учения Маркса и Энгельса. «В этом произведении,— писал Ленин, — с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества».(В. И. Ленин, Карл Маркс, Соч., т. 21, стр. 32.)

В сжатой форме «Манифест» формулировал основные положения материалистического понимания истории, объективные законы развития общества, закономерности перехода от одного способа производства к другому. «Манифест» характеризовал историю всех до сих пор существовавших классовых обществ как историю борьбы классов. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».( Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т 4, стр. 424)

В «Манифесте» содержится блестящий анализ особенностей капитализма, условий быстрого развития производительных сил и возникновения крупного машинного производства. С огромной силой и глубиной «Манифест» анализировал антагонистические противоречия, присущие капитализму, и обосновывал неизбежность его гибели.
Вышедшее из недр феодализма буржуазное общество, указывали в «Манифесте» Маркс и Энгельс, не уничтожило классовых противоречий, оно «только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы наместо старых».( Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 424) Одним из проявлений конфликта между производительными силами и капиталистическими производственными отношениями являются периодические экономические кризисы, потрясающие буржуазное общество.

Преодолевая эти кризисы путем уничтожения огромного количества материальных ценностей, путем ожесточенной конкурентной борьбы за завоевание новых рынков сбыта, буржуазия подготовляет еще более сильные, еще более разрушительные кризисы.

Разоблачая лицемерие и пороки капиталистического общества, «Манифест» остро критиковал устои буржуазного строя — буржуазную собственность, буржуазную семью, буржуазную мораль, буржуазное государство, в котором государственная власть все в большей мере становится комитетом, управляющим общими делами всего класса буржуазии. «Манифест» осуждал захватническую политику буржуазии, грессивные войны, присущие капитализму, и доказывал, что свержение капиталистического строя приведет к коренному изменению международных отношений. Вместе с антагонизмом классов внутри нации падут и враждебные отношения наций между собой. Исчезнут поводы для международных конфликтов и войн.

«Манифест» показал угнетенное положение пролетариата в буржуазном обществе раскрыл всемирно-историческую миссию рабочего класса — могильщика капитализма и строителя коммунистического общества.

Капитализм, указывали авторы «Манифеста», зиждется на наемном рабстве, на жестокой эксплуатации рабочих, на их экономическом и политическом порабощении но одновременно он ведет и к концентрации рабочих на фабриках, к сплочению рабочего класса. Из всех классов, которые при капитализме противостоят буржуазии только пролетариат является последовательно революционным классом, и, борясь за свое освобождение, он борется вместе с тем за освобождение всех эксплуатируемых и угнетенных.

Огромное принципиальное значение имеет выдвинутая в «Манифесте» идея превращения пролетариата в господствующий класс, идея диктатуры пролетариата хотя самый термин «диктатура пролетариата» в нем еще отсутствовал. В «Манифесте» так определялись основные задачи, которые возникнут перед рабочим классом после завоевания им политической власти: «Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил»(К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 446.). В связи с этим В. И. Ленин писал: «Здесь мы видим формулировку одной из самых замечательных и важнейших идей марксизма в вопросе о государстве, именно идеи «диктатуры пролетариата»»(В. И. Ленин, Государство и революция, Соч., т. 25, стр. 374.). ««Государство, т. е. организованный в господствующий класс пролетариат" — это и есть диктатура пролетариата»(«Ленинский сборник» XIV, стр. 283.).

В «Манифесте» Маркс и Энгельс впервые изложили исходные положения своего учения о коммунистической партии. Здесь подчеркивалось, что у коммунистов нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом, что коммунисты представляют собой авангард рабочего класса. «Коммунисты... на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран...»(К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 437.). Вооруженные передовой революционной теорией, коммунисты являются единственной партией, понимающей закономерности общественного развития, единственной партией, способной возглавить борьбу пролетариата за низвержение капитализма и построение бесклассового, коммунистического общества.

«Манифест» дал классовый анализ различных течений феодальной, буржуазной и мелкобуржуазной мысли, выступавших под флагом «социализма». Маркс и Энгельс показали коренное различие между научным коммунизмом и всеми системами утопического социализма и утопического коммунизма, хотя вместе с тем положительно оценили острую критику капитализма, содержавшуюся в произведениях Сен-Симона, Фурье и Оуэна.

В четвертой, последней главе «Манифеста» сформулированы основные положения стратегии и тактики пролетариата. Коммунисты должны поддерживать всякое оппозиционное и революционное движение, направленное против эксплуататорского общественного и политического строя, добиваться объединения усилий демократических партий всех стран. Однако эта поддержка не должна ограничивать самостоятельности коммунистов и их право критиковать непоследовательность и слабость своих союзников.

Борясь вместе с буржуазией, когда она выступает революционно, против абсолютизма, феодальной аристократии, реакционного мещанства, коммунисты должны вырабатывать у рабочих возможно более ясное понимание противоположности классовых интересов буржуазии и пролетариата, чтобы рабочие могли использовать условия, которые будут созданы после прихода буржуазии к власти, для борьбы против смой буржуазии.

Заканчивался «Манифест Коммунистической партии» гордыми словами, звучащими как пламенный призыв к борьбе рабочих всех стран за низвержение капитазма за победу коммунизма: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!»

Выход в свет «Манифеста Коммунистической партии», в котором марксизм впервые выступил как единое стройное мировоззрение, явился событием огромного исторического значения. Это произведение подводило итог развития марксизма в 40-х годах XIX в. Возникновение марксизма — нового революционного мировоззрения — означало подлинную революцию в развитии науки, в истории общественной мысли.

Созданный Марксом и Энгельсом в преддверии революции 1848—1849 гг. «Манифест Коммунистической партии» явился важным программным документом научного коммунизма. Он дал в руки международного рабочего класса боевое идейное оружие против всяческого угнетения и эксплуатации, великую программу борьбы за революционное ниспровержение капитализма, за победу коммунизма.

Источник: historic.ru
Теги: История Автор: Луна | Просмотров: 7537 | Нет комментариев | print |

Похожие статьи

все похожие статьи 
Категории
ТОП 10 - Авторы
  1     Луна   1964     2.94   
  2     pobeda   487     2.96   
  3     Tais   444     3.11   
  4     Foma   139     2.92   
  5     Lubov   52     2.91   
  6     Angel   45     2.92   
  7     Dolores   45     2.77   
  8     Paradiz   31     2.82   
  9     Xenta   29     2.85   
  10     Pryanik   26     2.8   
все авторы 
Последние статьи

Вода

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 747 |

Фруктовые соки

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 629 |

Вода и жизнь

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 1169 |

Торт "Пьяная вишня"

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 1230 |

Голубцы с грибами

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 1199 |
Популярные статьи

Эфиопия

Четверг, Февраль 17, 2011 г.
|
Луна | 8719 |

История Древнего Египта

Вторник, Апрель 05, 2011 г.
|
Луна | 246492 |

Степи и Лесостепи

Вторник, Май 11, 2010 г.
|
Tais | 89486 |

Стихи Тютчева

Воскресенье, Январь 23, 2011 г.
|
Луна | 370797 |
|
Tais | 56329 |

Облако тегов